Моя мама рассказала мне интересный случай, который произошёл с её мамой (моей бабушкой) при её непосредственном участии.
В начале 50-х годов жили они в деревне «Себрово» Тверской области. Мамин отец, вернувшись с войны тяжелобольным человеком, вскоре помер. Бабушке самой пришлось «поднимать на ноги пять ртов». Она трудилась день и ночь не покладая рук как и многие многодетные вдовы в то тяжелое, послевоенное время.
Хозяйство было большое (козы, овцы, корова, свиньи и др.) По соседству с маминой семьёй (огороды были рядом, через забор) жила бабка Авдотья, которая слыла очень завистливой и жадной до чужого добра. Она постоянно завидовала тому, что у моей бабушки Марии всего было вдоволь (и это ВСЁ доставалось непосильным трудом).
И вот однажды, договорившись с председателем, бабуля берёт колхозную лошадь (это часто практиковали те семьи, у которых в хозяйстве не было лошадок), чтобы привезти с поля заготовленное на зиму сено, а моя мама, должна встречать бабушку, в огороде, где стоял сарай, в который и убиралось данное добро. Дорога в огород вела мимо окон Авдотьи. И вот как только лошадь с телегой, гружённая сеном заехала в огород, моя мама наблюдает такую картину: бабка Авдотья выбегает из своего дома, и смотря в сторону мамы и бабушки «вихрем» мчится по своему огороду туда и обратно. И в этот самый момент, колхозная лошадка в оглоблях заваливается на бок и закатывает глаза… Мама, конечно же, сразу говорит об увиденном бабушке, та крепко выругавшись, бежит в хату, для того, чтобы взять святой воды и намоленный кусочек хлеба, посыпанный солью. Дав откушать лошади хлеба и побрызгав святой водичкой, та потихонечку стала приходить в себя. Когда лошадь окончательно «очухалась», поднявшись на ноги, бабушка её распрягла и выпустила в поле, где гулял остальной табун.
А не заметь тогда моя мама Авдотью и не спохватись бы так оперативно моя бабуля с молитвами, да со святой водой – эта история закончилась бы трагично, для лошади (смерть), для бабули (тюрьма), для детей (детский дом). Но слава богу, всё обошлось…


А ещё мама рассказывала, что в то время у них на болотистых мхах росла клюква размером с пятикопеечную монету образца 1970 г-ов. Не то, что сейчас – переродилась до размера гороха . На полатях были насыпаны горы этой вкусной и полезной ягоды.
Но не всегда сбор клюквы происходил удачно. А причиной этому была бабка Акулина, которая слыла колдуньей. И если ты, собирая ягоды, заметил Акулину не далеко от себя, то всё… можно возвращаться домой с пустой корзиной, т.к. гадюки, обычно греющиеся на моховых сопках, свернувшись в колечко, просто напросто не дадут тебе прохода, ( это уже как дважды два четыре), и было проверено тысячу раз. Эти гады словно сговорившись, появлялись словно из не откуда, и в большом количестве спутавшись в клубки кишили под ногами, не давая и шага шагнуть. Между тем Акулина, спокойно делала своё «дело», и никто не мог ей помешать. Я думаю, что эта бабулька, действительно обладала некой силой, что позволяла ей на время «приручать» этих «милых» жителей болотистых мест.