Киевские Ведьмы, Часть Первая



Предыстория
«…Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – ведьмы». 
Н. Гоголь. «Вий».
                С упадком роли волхвов в XI-XII в.в. выдвигается «исконная носительница тайных знаний» – женщина. Ведовство же становится семейным, домашним. Ведьма – буквально «ведающая женщина». Особенно «славятся» своими последователями Тьмы белорусское Полесье и Карпаты. На Полесье существуют отдельные села, более чем на половину состоящие из ведьм и колдунов. В Карпатах при слиянии различных этнических культур возникло множество сильных магов.

        Согласно поверьям женщина становится ведьмой, поддавшись уговорам или угрозам Сатаны. При этом она добровольно вступает в контакт с бесовскими сущностями и становится одержима злым духом. Колдовская сила могла быть как врожденной – доставшейся в наследство от матери-ведьмы, так и приобретенной – от ведьмы, которая перед смертью передала наследнице свои знания. Часто ведьмы передают свое мастерство своим невесткам. 
        О том, как совершается сама передача дара, свидетельств практически нет. Единственное такое описание относится к 1786 г. и принадлежит раскаявшейся колдунье с. Глотово Вольской округи, Саратовского наместничества. Она показала, что с пяти лет осталась только с бабкой: «И у той своей жила я более десяти лет… до смерти ее не знала, что она колдунья… А с полгода хворавши, призвала, будучи наедине, меня и говорила мне… На что я, по глупости, бывши тогда пятнадцати лет, согласилась. И она мне тогда говорила и учила меня отрекаться сперва от земли, от лесу, от отца и матери, и от Бога. А вышедши из избы в сени со мною, та бабка моя велела мне стать от сенных дверей налево, почему я и стала. А бабка, взявши с полу старую неведомо какую, будто бы круглую щепку, кинула мне под ноги, на кою я и стала». После того как девица приняла посвящение, ей стали являться духи, которые служили прежде ее бабке.
        Колдун, когда отрекается от Бога, снимает с шеи крест и прячет его под правую пятку; кладет икону на землю вниз ликом и становиться на нее ногами, чтобы затем в таком положении говорить богохульные клятвы, произносить заклинания и выслушивать все руководящие наставления сатаны. Лучшим временем для этого, конечно, считается глубокая полночь, а наиболее удобным местом – перекрестки дорог – излюбленное место нечистой силы. 
        Иногда ведьм считали подчиненными старшему, «сильному» колдуну. Существуют упоминания и о старшей, главной ведьме. По рассказам сторожилов, избенки колдунов обычно маленькие – в одно окошечко, ютятся на самом краю деревни, и двери в них всегда на запоре. Днем колдуны спят, а по ночам выходят с длинными посохами, у которых на концах железные крюки.
      Врожденные ведьмы считались не столь опасными, как «наученные». Врожденные обычно занимались доением чужих коров, тогда как наученные изводили скот и людей. Склонность ребенка к колдовству могла быть вызвана неправильным поведением родителей: например, если мать кормила ребенка грудью «три Большие пятницы», то есть большее двух лет, или когда мать и ребенок были рождены вне брака.
        Сельские ведьмы любят портить соседскую скотину и забирать у коров молоко. Считается, что в присутствии ведьмы женщины не могут напрясть достаточно пряжи, поскольку вся нить уходит на колдовское веретено. Еще говорят, что ведьмы могут задерживать дождь, производя таким образом засуху или насылать на поля тучи с градом. 
        Особо опасной считалась ворожба на гороховом стручке с девятью горошинами  – средство, перед которым никто не мог устоять. Ведьме, для проказ необходимы: нож, шалфей, рута, высушенная шкура. А также кровь и когти черной кошки, убитой на перекрестке. Бывало, что ведьмы пили кровь кукушек, чтобы видеть будущее. Существовало даже своеобразное пособие – «Гадание по отклику зозули» («зозуля» – укр. кукушка).
        Вот как кается душа ведьмы после смерти (записана этнографом А. Валовым в Пошехонье, Ярославской губернии):
«От коровушек молочко отдаивала, 
Промеж межи полоску прожиновала, 
От хлебушка спорынью отымывала».

        Похожею исповедь можно найти в книге Ф. Селивановой «Стихи духовные» (М., 1991):
«Смалешеньку дитя своего проклинывала,
В утробы младенцы запорчивала,
Мужа с женой я поразваживала,
Свадьбы зверьями оборачивала».

        Среди крестьян упорно ходят слухи об «испорченных» свадьбах. Жених с невестой, их родственники и приглашенные гости начинают выть, гавкать и мяукать. Часто ведьмы сознательно привлекают духов одержимости, которые становятся их слугами.
        Иногда ведьма превращается в хорька, чтобы ночами душить в соседских хлевах птиц. Но чаще всего в сорок, собак, желтых кошек и свиней. Одну такую свинью на Брянщине били чем ни попало, но кочерги и ухваты отскакивали от нее, как мячик, пока не запели петухи. 
        Крестьяне пытаются поймать оборотня на месте преступления и изуродовать, отрезавши ему ухо, нос, или сломавши конечность. После того в деревне обыкновенно не замедлит обнаружиться баба с подвязанной щекой, или прихрамывающая на ту или иную ногу. 
        Особенно опасны ведьмы в большие ежегодные праздники. У восточных славян временами их активности считалась ночь на Ивана Купала. По преданию, в это время ведьмы должны искупаться в воде, чтобы набраться сил. Основная цель сложного комплекса купальских обрядов состояла в том, чтобы найти и уничтожить нечистую силу (ведьму или колдуна), угрожающую благополучию общины. Ведьмы также несли угрозу в праздники Благовещения, Пасхи, Троицы, Рождества, а у западных славян – в дни Святых Яна, Люции, Петра и Павла, Зеленых святок, а также в Вальпургиеву ночь (накануне первого мая). Название произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св. Вальпургии – покровительницы морских путешествий, сестры св. Видибальда, канонизованной в 778 г. Считается, что именно в эту ночь духи и демоны ближе всего к человеку, нужно только грамотно воспользоваться этим. А седьмого июля ведьмы любят посещать кладбища.
        Немецкие ведьмы и колдуны собирались в Вальпургиеву ночь на г. Брокен, французские – на холме Бютт-Шомон, британские – на руинах Стоунхенджа, славянские – на Лысой горе под Киевом. В древней Руси ведовские процессы возникли уже в XI в., вскоре после утверждения христианства. В древнейшем юридическом памятнике – «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. В памятнике XII в. «Слово о злых дусех», составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости наказания ведьм и колдунов церковным судом. Летопись отмечает, что в 1024 г. в суздальской земле были схвачены волхвы и «лихие бабы» и преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они виновники постигшего суздальскую землю неурожая. В 1071 г. в Новгороде казнили волхвов за публичное порицание христианской веры. Так же поступили и ростовцы в 1091 г. В Новгороде после допросов и пыток сожгли в 1227 г. четырех «волшебников». С XV века преследование волхвов и колдуний только усилилось. В 1411 году в Пскове во время моровой язвы сожгли живыми «12 вещих женок», потом массовое сожжение людей произошло в Новгороде. В грамоте царя Михаила Федоровича (1613-1645) упоминается баба-ведунья, которая наговаривала на хмель с целью навести на Русь «моровое поветрие». В XVII в. в связи с расколом внимание было переключено на еретиков. Протопоп Аввакум писал: «В Боровске Полиекта священника и с ним 14 человек сожгли. В Нижнем человека сожгли. В Казани 30 человек. В Киеве стрельца Илариона сожгли».
        Из предания о казни колдуньи: «…Взявши они старуху, вывезли в поле, там вырыли глубокую яму, наклавши в оную дров, зажгли огнем; на оной бросили старуху, которая превратилась в гады: из нея поползли жабы, черепахи, змеи, лягушки, мыши и тому подобныя гадины в немалом количестве, которых народ сделанными из березовых ветвей метлами срывали в яму». В 1666 г. запорожский гетман И. Брюховецкий велел сжечь шесть ведьм, якобы напустивших чахотку на него и его супругу. Когда по приговору сельской общины жгли избу ведьмы, оттуда слышался лай, крики и непонятные голоса. В Украине ведьмам чаще всего отсекали голову, заменяя жестокую смерть от огня на более «гуманную» – от меча или топора.
       В 1833 г. в с. Полорожное Чигиринского уезда долго не было дождя, и старейшины решили, что воду «держат» ведьмы. Поскольку ведьм в лицо не знали, – топили всех: от трехлетних девочек до древних старух.
       Особо опасными считались группы ведьм, объединенных общей целью. В 1753 г. в с. Щуровчики (Кременецкий уезд) за детоубийство была задержана некая Евка Станориха. Под пытками она показала, что в соседнем с. Дунькивци живут четыре ведьмы. Они никогда не действуют по одиночке, а только сообща. В 1730 г. Николай Яривонович с Олики (Киверцивский р-н Волинской обл.) жаловался, что в соседнем доме постоянно собираются ведьмы. Однажды он даже видел, как они голышом разгуливали по саду. 
      Считалось, что с ведьмами постоянно боролись ведьмаки. Эти колдуны также сражались с мертвецами на кладбищах, не позволяя им покидать могилы. Ведьме иногда удается оседлать человека и он, увлекаемый чарами, возит ее на своем горбу до упаду. О подобных проделках бесовщины на Руси знали давно. Так в одном селе жила бабка Наташка Мещерякова, умеющая в оборотня перекидываться. Идет человек поздно вечером через село, а за ним собака гонится. Прыгает прохожему на спину, передними лапами шею обхватывают, а задними по земле волочит (из архива этнографа В. Харитоновой).
        В середине прошлого века в Киевской обл. в одном из сел в р-не Дымера неизвестное существо террорезировало местных жителей. Бывало идет человек поздно вечером, как вдруг нечто возьми – и прыгни ему на спину. Крестьянин с перепугу носился по всему селу, пока «нечистый» не спрыгивал. Но вот попался смельчак – здоровый детина, да как сгребет с плеч «лукавого» и грохнет оземь. К утру увидали, что это мальчонка был – любил кататься на испуганных односельчанах. Говорят, что после удара о землю маленький шутник так и не оправился.
       Ведьма обычно умирает очень тяжело, испытывая страдания всех своих жертв, которым нанесла вред. Часто не может умереть вообще, пока не передаст кому-то свои знания. Отяжелевшая от грехов душа ведьмы не может пробиться сквозь крышу – в таких случаях ее разбирают или прорубают. В конце августа 2006 г. по украинскому телевидению (канал ICTV) был показан сюжет об убийстве колдуна. В одном из украинских сел отчаявшаеся родня наняла убийц, чтобы рассправиться со своим стариком-колдуном. Не смотря на сильные травмы головы и продолжительное удушение, ведьмак все не умирал. Наемные убийцы (молодые супруги) забыли последовать совету родственников жертвы – пробить отверстие в целлофане, одетом на голову колдуна.
      Свидетельство Елены М.: «Весной 2006 года в киевский институт имени Шалимова привезли необычную бабку. Не смотря на то, что ее пульс и сердцебиение уже не отмечались, старуха переодически с хрипом продолжала хватать воздух. Так продолжалось больше недели, пока кровать с умирающей не решили поставить у открытого окна, а дверь в палату закрыть. Через полчаса «ведьмы» не стало».
        Экспедицией РГГУ в Каргополье (Архангельская обл., Россия) был зафиксирован обычай, когда к животу умирающего подносили деревяное веретено. Больной исповедовался в своих тяжких грехах, после чего веретено ломали. Тут же душа грешника покидала тело. 
        Сербские крестьяне утверждали, что колдунья перед смертью не может говорить – только лает, блеет, мекает, как животное. Видимо, подчиненные ей ранее духи одержимости, выходят из под контроля и поражают свою хозяйку. Облегчить участь колдуньи может окуривание дымом кипарисового дерева. Колдунов бьют настолько сильные судороги, что они не умирают на лавке или на полатях, а непременно около порога или под печкой. Умирающих чародеев, по поверьям, окружает целый сонм чертей. Иногда из дома умирающей ведьмы разбегаются подчиненные ей бесы, приняв облик кошек или зайцев.
       НЛО и всякую нечисть всегда привлекала энергетика кладбищ. Привлекают массовые захоронения, возможно, и ведьм. В 1747 г. у с. Лиснивцы (Волынская обл.) двое детей мельника Ивана Бутелюрица заметили, как Марушка Петрикова и Иваниха Мельничка зачем-то лежат на кладбище. Дети прибежали к отцу и рассказали ему об увиденном. Вскоре разгневанные односельчане схватили «ведьм» и повели их в управу. Спустя несколько дней у одного из сыновей Бутелюрица отнялись ноги и руки. Ни Иван, ни его дети не были причастны к аресту женщин, но Петрикову и Мельничку обвинили в колдовстве, так как они видели детей на кладбище и могли предположить, что именно они позвали людей. 
      Большую опасность несут захоронения ведьм и колдунов. Говорят, что ведьмы после смерти покидают могилы, чтобы мстить своим врагам. Так, над могилой одной колдуньи наблюдался зеленый мерцающий туман, обволакивающий танцующую женскую фигуру, состоявшую из этого же тумана, только более сконденсированного. Археолог Ю. Шилов однажды столкнулся с подобным явлением. При срезании верхнего слоя одного из курганов обнаружилось старое христианское кладбище XVII – начала XIX вв. Затем бульдозерист Б. Опрышко разрыл еще одну могилу за пределами старого кладбища. Это было захоронение старой женщины, возле головы которой стоял горшок с углями. Ночью Бориса разбудил стук в окно и женский голос, позвавший его по имени. Испуг сменился страным недомоганием. Следующую неделю бульдозерист работал в соседнем карьере. Неожиданно его руку, управлявшую рычагом, неведомая сила рванула в сторону. Бульдозер резко развернулся и полетел вниз с уступа. С незначительными ушибами Борис попал в больницу, и казалось, что все закончилось благополучно. Но спустя несколько дней Б. Опрышко неожиданно скончался от внезапной остановки сердца. По словам Ю. Шилова, вскоре на раскопках погиб мальчишка из ближайшего села.
        По поверьям сибирских народов огромной силой обладают могилы шаманов. Они защищают своих сородичей и не подпускают к себе огонь лесных пожаров. Осквернение подобных захоронений также очень опасно. Однажды один подвыпивший «смельчак» пришел к могиле шамана, умершего в первой половине XIX в. и начал сквернословить в его адрес. После этого весьма «мужественного» поступка мужчина сошел с ума. В одном улусе вода смыла часть холма и обнажила останки человека в дохе (шубе). Один человек, который хотел с близкого расстояния увидеть останки шамана, через день утонул.
        В одном селе, когда хоронили злого колдуна, крестьяне не заметили, как его дочь, слепо повинуясь воле умершего, положила в могилу пучок свежесжатой ржи. Сейчас же после этого грянул гром, нашла грозовая туча с градом, и побила полевые посевы. С тех пор каждый год в день похорон этого колдуна ненастье уничтожало урожай. Отчаевшиеся крестьяне решили всем селом разрыть могилу и вынуть гнилой пучок. Когда рожь сожгли – ненастья прекратились.
        Вот байка, рассказанная киевским магом Раокриомом (И. Мехедой). Много десятилетий назад в одной из деревень Киевской обл. умерла ведьма. В ее доме на краю селения прогнила крыша и начали обрушиваться кирпичи. Группа детей любила собираться в подвале ведьминого дома и играть в карты. Проигравших запирали в темный подвал сроком на 2 часа. Однажды один из проигравших начал страшно кричать. Открыли дверь и обнаружили, что мальчик стоял возле стены мертвый с остекленелыми глазами. Его руки оказались вмурованными в стену. Создалось такое впечатление, что стена размягчилась, руки в нее проникли, а затем стена опять затвердела.
        В старину успехи в военных кампаниях и на государственной службе часто связывали с колдовством. Блестящая карьера киевского воеводы А. Киселя породила в городе слухи, что мать его была ведьмой. Но главным героем всевозможных слухов являлся Богдан Хмельницкий. Польские авторы тех времен писали, что украинский полководец держит в своем войске ведьму Марусю, с которой он советуется перед каждой битвой. Именно она предсказала гетьману поражение во время осады Замостя (ноябрь 1648 г.). (А. Аксенов. След нечистой силы. – Донецк, 1997; А. Селецкий. Колдовство в юго-западной Руси. – К., 1886; Раокриом. Мистический фольклор // газ. «Магия», 1998-2000; Раокриом. Тайна 13 грома. – Авторский сайт Раокриома, http://www.raokriomrati.com; Горбовский. Тайная власть. Незримая сила. – М., 1991; Р. Фурдуй. Прелесть тайны-2. – К., 2001; В. Штылвелд. Вальпургиева ночь. – Портал журналистики «ХайВей», http://h.ua.; К. Диса. Історія з відьмами. – К., 2008; Митрополит Iларiон. Дохристиянськi вiруваня українського народу. – Вiннiпег, 1965; М. Власова. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. – СПб., 2000.; В. Даль. Поверия, суеверия и предрассудки русского народа. – М., 2003; Великанша из-под Шумска // газ. «Киевские ведомости», 18.05.2002; А. Гудзь-Марков. Пантеоны богов индоевропейцев. – М., 2001; Славянская мифология: энциклопедический словарь. –  М., 1995; Иванов день: от Купалы к Предтече. – Православный сайт «Седмица», http://www.sedmitza.ru; Е. Грушко, Ю. Медведев. Словарь славянской мифологии. – Ниж. Новгород, 1996; А. Рафал. Как в Киеве ведьмам жилось // «Газета 24», 13.04.2007).
Шабаши
       По преданию, на Петров день (Петровки, Разговины) 30 июня (ст. ст.) ведьмы со всей Украины слетались на шабаш на Лысую гору в Киеве А простым киевлянкам позволялось немного отвести душу на своих мужьях и побеситься. От мужчин в этот день требовалось беспрекословное выполнение женских капризов (А. Макаров. Малая энциклопедия Киевской старины. – К., 2005).
       Излюбленными днями шабашей являются 2 февраля, 30 апреля (Вальпургиева ночь), 23 мая (Зилот-день), 22-23 июня (летнее солнцестояние), 7 июля (Иван-день) и 31 октября. Но в принципе шабаши могут справляться и в любую другую ночь, за исключением воскресной. Традиция отмечать два раза в год ключевые природные праздники пришла к нам от кельтов. Это два равноудаленных и противоположных друг от друга в календаре праздника – Вальпургиевая ночь и Хеллоуин.
В начале февраля отмечали также Сретенье – окончание царства Тьмы и пробуждение природы. Для кельтов 1 мая (Белтейн) знаменовало наступление периода времени «большого солнца» – «пробуждение» природы, достигающего максимума в середине лета. Раньше дата вальпургиевой ночи не была точной – ее отмечали, когда отцветал боярышник.
        Спустя месяц после праздника летнего солнцестояния отмечали праздник урожая – Ламмас (1 августа), засыпание природы. Ночь перед 1 ноября (Хеллоуин) знаменовала наступление зимы. Это древний праздник мертвых и последний день в году с самой низкой точкой зимнего солнцестояния. Начинается самый мрачный период года – царство Скорпиона, знака, наиболее близкого к Тьме.
Ведьмы очень ревностно охраняют тайну своих полетов. Проникший в их секреты храбрец может поплатиться жизнью – ведьмы высосут во время сна его кровь. Готовясь к полету, ведьма снимает свою рубаху, смазывает тело особой секретной мазью, ставит на огонь в печь горшок с какой-то жидкостью и когда последняя начинает закипать, она, схватив помело или кочергу, улетает на ней в трубу вместе с парами.
        Вера в полеты на колдовские сборища сформировалась в конце XVI в. В 1570 г. в Фриули (Сев. Италия) инквизиция проводила процесс над benandanti («благоидущими»). «Белые колдуны» рассказывали, что при смене времен года они впадали как бы в летаргию. Одни из них (обычно мужчины) говорили, что во сне они сами (или их души), отправлялись сражаться в дальние поля с ведьмами и злыми колдунами. Эти воображаемые сражения велись из-за плодородия земель. Другие (главным образом женщины) уверяли, что во сне они (или их души) присутствуют на шествиях мертвецов. Инквизиторы же постарались вырвать у benandanti признание в том, что они-то и есть колдуны, участвующие в дьявольском шабаше (К. Гинзбург. Образ шабаша ведьм и его истоки // Сб. «Одиссей». – М., 1990).
        А. Макаров предпологает, что в основу народных преданий о киевских ведьмах, шабашах и Лысых горах легли рассказы о вполне реальных сборищах знахарок Левобережной Украины под Киевом в XVII, XVIII и начала XIX вв. Они сходились для сушки кореньев тирлича (Gentiana amarella) на одной из пригородных гор. В этнографических записях М. Драгоманова говорится, что «на Головосека (14 сентября, ст. ст.) ведьмы ходят горы рвать […] а потом им надо слетаться в Киев на базар». Обычно заготовление трав и кореньев заканчивалось сборищем знахарок, во время которого пили водку, пели песни и танцевали. Подобные сборища сеяли среди горожан слухи, из которых и могли произойти предания о сатанинских шабашах.    
        По преданию, в ночь на Ивана Купала ведьмы слетаются на Лысую гору, где справляют шабаш. Каждой ведьме положено было явиться вместе со своим любовником – чертом. Иногда на шабаши прилетают души давно умерших развратных женщин. На ведьминской поляне всех поджидает Сатана, важно и торжественно восседающий на высоком стуле или на большом каменном столе. Все участники уважительно здоровались с ним, преклонив колени. После этого докладывали, какого зла они натворили за весь прошедший год, и сговаривались на новые козни. Если Сатана был недоволен, то бил копытами виновных.
        А после при свете факелов, зажженных от пламени, которое само собой возгоралось между рогами большого жертвенного козла, ведьмы приступали к пиршеству. Они с жадностью пожирали конское мясо и другие яства, но без хлеба и соли. Пили пиво и медовуху из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начиналась бешеная пляска под музыку. Музыканты вместо волынок или скрипок играли на лошадиных головах, а дудки и смычки заменялись простыми палками или кошачьими хвостами. Каждая ведьма, взявшись за руки со своим чертом, вертелась и прыгала в хороводе. Иногда ведьмы устраивали игры, наподобие боя на мечах. Оружие заменяли песты, которыми мяли стебли льна или конопли.
       Случайного свидетеля шабаша ведьмы увлекали в вихрь плясок, чтобы закружить до смерти, если он не успеет призвать имя Божие. Успеет – и вся нечисть мгновенно исчезнет. После пляски сжигали черного жертвенного козла. Его пепел делили между собой все собравшиеся, чтобы с его помощью причинять людям различные беды. Затем костер и пламя факелов одновременно гасили, и начиналась оргия (А. Селецкий. Колдовство в юго-западной Руси. – К., 1886; А. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1995).
       Кроме шабашей, иногда в заранее условленном месте устраивались особые совещания. На них, председательствующий «ведьмак» следил, чтобы ведьмы не причиняли людям слишком много зла, чтобы не раскрывали себя и не вызвали гнев Небес.
        Вера в шабаши была настолько сильна, что байки о них рассказывали даже дети. Так в деревне Теребенево (Жиздринского уезда, Калужской губернии) семилетняя Саша говорила матери, что она с теткой Марьей, у которой жила в няньках, каждую ночь летала на Лысую гору:
        – Когда все заснут, погасят огни, тетка Марья прилетит сорокой и застрекочет. Я выскочу, а она бросит мне сорочью шкуру, надену я ее – и полетим. На горе скинем шкуру, разложим костры, варим зелье, чтобы людей поить. Слетается баб много: и старых, и молодых. Марье весело – свищет да пляшет со всеми, а мне скучно в сторонке, потому все большие, а я одна маленькая.
        В Белоруссии сохранилось предание, как на Ивана Купала один молодой человек ждал свою девушку под старой вербой. И вот в полночь вдалеке показался ее силуэт. Тогда парень, решив подшутить, спрятался за дерево и стал наблюдать. Девушка подошла к вербе и стала на нее забираться. Устроившись удобно на ветках, она произнесла: «Гайда вярба да Киева!» Дерево оторвало свои корни от земли и полетело на шабаш (Р. Линник. Гайда, вярба, да Киева! – Сайт Белорусского Уфологического Комитета, http://ufo-com.net).
        Этнографам удалось записать текст песни-заклинания, которую ведьмы поют во время таких встреч. Песня эта представляет собой набор звуков и слов непонятных, не имеющих смысла и не поддающихся расшифровке. Правда, ключом, позволяющим догадаться, к чему восходит этот магический текст, может быть повторяющееся там слово «абракадабра». Это звукосочетание встречается в магических заклинаниях, начертанных на глиняных табличках Древнего Шумера (А. Горбовский. Тайная власть. Незримая сила. – М., 1991).

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s