Рассматриваем Магию — Петуха И Курицы


Мифы, легенды, поверья

В большинстве традиций петух связан с солнцем. Как и солнце, петух «отсчитывает» время (ср. «первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и тому подобное).

Интересно, что австралийские аборигены иногда считают петуха «птицей, которая смеется на рассвете». Это напоминает и русские загадки типа «Не часы, а время сказывает», «Не сторож, а всех рано будит» и так далее.

Петух не только возвещает о начале дня, выступая как глашатай солнца, света (ср. французское название петуха «Chanteclaire», что в буквальном переводе значит — «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и в суточном циклах.

В некоторых мировоззрениях петух не только связан с солнцем, подобен ему, но и сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня — солнца.

Во многих мифологиях и культурах петух связан с божествами утренней зари и небесного огня, например, с Аполлоном, Митрой, Аху-рамаздой, Аматэрасу, Гермесом, Меркурием, Асклепием, Марсом и другими.

Петуха, как воплощение огня, в древности посвящали Свентовиту (в западнославянской мифологии — «бог богов»), а также считали лучшей умилостивляющей жертвой небесным богам — Сварогу (в славянской мифологии — бог огня) и Перуну (в славянской мифологии — бог грозы и грома).

У древних евреев петух — символ третьей стражи ночи — от полуночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце.

Кстати, от его «всевидящей способности» и пошло такое широкое распространение гадательных и предсказательных практик, которые существуют среди магов и колдунов по всему миру.

С Петухом связывается и символика воскресения из мертвых, вечного возрождения жизни. Этому способствовало мифопоэтическое представление о петухе как дважды рожденном, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели».

Изображение петуха, как символа воскресения и обновления, иногда помещалось на могилах, кресте или камне в чередовании с изображением солнца. Поэтому он был посвящен Асклепию как образ целительной смерти-возрождения.

Естественно, связанный с возрождением петух со временем стал символизировать плодородие. Поэтому в обрядах, связанных с плодородием земли петух играл первостепенную роль. После окончания жатвы из петуха готовили ритуальное блюдо, а после уборки зерновых его закалывали на гумне и окропляли его кровью зерно, которое первым бросали в землю при севе.

Естественно, будучи символом плодородия, петух в некоторых традициях, стал олицетворять Хлебный Дух. Так, например, жители Северной Германии уверяют, что «в последнем снопе сидит петух». Скашивая его, жнецы кричат: «Пришел черед изгонять петуха».

В Фюрстенвальде, когда наступает черед вязать последний сноп, хозяин выпускает на поле принесенного в корзине петуха. Жнецы гоняются за ним до тех пор, пока не поймают.

У вендов существовал такой обычай: землевладелец прятал под последним из лежащих на поле снопов живого петуха. Жнец, который наталкивался на этот сноп, имел право оставить петуха себе, если, конечно, ему удавалось его поймать.

Петуха, сделанного из дерева, картона, колосьев и цветов, крестьяне носят перед телегой, груженой хлебом, а в Вестфалии петух держит при этом в клюве различные плоды земли. Иногда изображение петуха прикрепляют к вершине Майского дерева, которое возвышается на последнем возу с зерном.

В других местах живого петуха или его изображение прикрепляют к жатвенной короне и носят на шесте.

В Германии, Венгрии, Польше и Пикардии жнецы кладут петуха на ту часть поля, которую предстоит убрать в последнюю очередь. Они гоняют его по полю или зарывают по шею в землю. После этого ему серпом или косой отсекают голову.

Когда в Вестфалии косари приносят землевладельцу деревянного петуха, он вручает им живого, которого те до смерти забивают кнутами (или палками) или обезглавливают старой саблей, а затем бросают работающим в амбаре девушкам или отдают хозяйке, чтобы та его сварила.

Близ Удвархей (в Трансильвании) живого петуха завязывают в последний сноп и убивают ударом вертела. Его ощипывают, причем мясо выбрасывают, а до следующего года сохраняют лишь кости да перья. Весной к семенам, извлеченным из последнего снопа, примешивают петушиные перья и разбрасывают эту смесь по полю перед вспашкой.

Конечно же, петух, будучи связанным с плодородием, стал одним из самых распространенных символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа).

Нередко петух выступал и как символ похоти, а иногда и как олицетворение разврата. 
Символизируя сексуальность, петух, а впоследствии и курица стали неотъемлемыми атрибутами свадебных обрядов. Например, у южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несет живого петуха или его изображение.

Еще во времена язычества у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему в постель жареную курицу, часть которой он отдавал своей супруге.

Иногда еще при отправлении невесты с приданым к жениху ее голову покрывали наметкой, а в руки давали курицу.

Жареную курицу в первый день подносили новобрачным и в России. Кроме того, иногда было принято дарить молодым на свадьбу пару живых кур.

В дальнейшем петух стал ассоциироваться с подземным миром, миром мертвых и миром нечистой силы. Например, у сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти переселяются соответственно в петуха и курицу.

А для некоторых индейских племен Центральной Америки петух является нагуалем, с которым таинственно связана жизнь человека — смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.

И если светлый, красный петух связывается с солнцем, огнем, то черный петух — с водой, подземным царством, смертью и злом. Козьма Пражский в «Чешской хронике» (XI—XII вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать черных петухов и черных кур с одновременным призыванием дьявола. Существовал также обычай топить петухов и кур в водоемах в день святого Фейта.

У русских тоже были подобные обычаи, например, обряд принесения в жертву водяному черного петуха, зарываемого живьем в землю, и обычай держать при водяных мельницах черных петухов.

У славян с петухом связывались и отрицательные поверья. Например, крестьяне считали, что петуха нельзя долго держать в хозяйстве, так как старый петух может навлечь на хозяина смерть или превратиться в демоническое существо. Считалось, что петух, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо, из которого может вывестись демоническое существо (маляк, хованец-годованец, антипка, огненный змей, нечистик, девятник, василиск, осинавець и др.), принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. А в некоторых местах считали, что петух загребает свое яйцо в навоз и из него вылупляется демонический змей.

Часто петух связан и с агрессивностью, с активным проявлением жизненной силы, в некотором роде даже с воинственностью. Это нашло отражение в фольклоре, символике и в геральдике. Так, например, арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью петуха.

С появлением христианства петух становится эмблемой святого Петра и знаком раскаяния, хотя в некоторых других трактовках петух — посланец дьявола, искусившего Петра. Иногда образ петуха толкуется и как символ истинного проповедника Евангелия.

У гностиков петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманации Логоса. Петуха на колонне гностики трактовали как петуха Абраксаса (мифологическое существо в представлениях гностиков, Верховный глава небес).

В Японии полагают, что петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.

Южные славяне предпочитали держать черных петухов (вероятно, олицетворение грозовых туч), так как по их представлениям «белый петух — черный хозяин».

Западные же славяне считали, что белый петух (символ солнечного света) приносит в дом счастье.

Восточные славяне старались не держать в хозяйстве черного петуха, так как считали, что в этом случае супруги будут часто ссориться. На Украине такого петуха называли «царик» и верили, что он начинает петь еще в яйце, а когда вырастет, станет самым сильным и смелым петухом в округе. Резать его нельзя, возможно, потому, что он первым поет в полночь и его боится дьявол.

В некоторых местах считали также, что такой петух отличается необыкновенной силой и может быть «змеем» (ср. представление молнии в виде змея). При приближении градовой тучи он забивается под порог и там оставляет свое тело, а его дух идет бороться с халами — предводителями тучи.

Практическое применение

Петух обладает самыми мощными магическими свойствами в плане защиты от нечистой силы, сглаза и порчи. Недаром мотив петуха, разгоняющего криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, становится кульминацией во многих сказках. Это объясняется тем, что петух своим криком возвещает восход солнца, он как бы пробуждает к жизни светило, а следовательно, возвращает на землю свет и тепло, без которых невозможна жизнь, то есть петух — даритель жизни и освобождения от зла (темноты и холода).

Вообще, крик петуха, по народному убеждению, отгоняющий всякую нечистую силу, сродни представлению о том, что всякая нечисть бродит по земле с вечера и «до первых петухов».

Магические свойства ауры петуха такова, что она способна приводить к гармонии и равновесию окружающее пространство, структурировать вокруг себя разные потоки энергии, что, естественно, приводит к тому, что в доме воцаряет покой и благополучие. Поэтому петуха традиционно наделяли признаками опекуна хозяйства. Например, крестьяне верили, что без петуха не будет плодиться и водиться скот, у коровы будут безвкусными и молоко, и масло, хозяйство оскудеет и так далее. Это верование было настолько сильным, что даже при разделе обе семьи обязательно заводили себе новых петухов.

Петуха часто использовали для повышения плодородия. Для этого применяли несколько различных методов — от самых безобидных (гоняли по огороду петуха), до кровавых (принесение животного в жертву).

В магии петух очень часто применяется в качестве амулета. Например, для того, чтобы стать храбрым, нужно носить с собой левую ножку петуха. Человек, носящий подобный амулет вскорости обретет все качества смелого и отважного человека.

Считается, что петух, в силу своей связи с солнцем, обладает даром пророчества и предсказания. Поэтому его, как и курицу, очень активно использовали и для предсказания, и для гадания.

Гадание на петухах

Вот примеры нескольких гаданий, которыми пользовались русские ведьмы и предсказательницы.

«Какой будет жених» 
Девушка идет в курятник и, зажмурив глаза, выбирает курицу. Если попадется:

  1. белая — жених будет блондином; 
  2. черная — жених будет брюнетом; 
  3. рябая — жених будет рябой. 

«Будет жених местный или нет» 
Каждая из девушек приносит куриную косточку и помечает ее, затем эти косточки складывают в дупло дерева. Если на следующий день косточка:

  1. пропадет — девушка выйдет замуж за приезжего; 
  2. останется на месте — выйдет замуж за местного. 


А вот несколько интересных гадательных способов по косточкам, которыми пользовались украинские, белорусские колдуны и предсказательницы.

«Каким будет пол будущего ребенка»

Сварить кусочек курицы и петуха, вынуть косточки, завязать их в отдельные узелки и закопать в разных сторонах своего двора. На следующий день посмотреть, в какой стороне раскопаны косточки. Если раскопаны:

  1. петушиные косточки — родится мальчик; 
  2. куриные — родится девочка. 

«Исполнится желание или нет» 
Загадать желание, затем взять куриные косточки, связать их крест-накрест ленточкой и повесить на дерево на перекрестке дорог. Если:

  1. на косточки слетятся птицы и станут клевать их — загаданное желание сбудется; 
  2. косточки останутся нетронутыми — желание не сбудется, от задуманного лучшее отказаться. 

Так же очень часто на курицах гадали на свадьбе. Одним из самых распространенных было гадание, направленное на то, чтобы узнать, кто будет главой в семье.

«Кто будет главой в семье»

Молодоженам дают куриную косточку, которая разветвляется. Муж тянет за одну «веточку», жена — за другую, пока косточка не сломается. У кого в руках окажется больший по размеру кусочек, тот и будет главой в семье.

Надо сказать, что среди предсказателей, в особенности в славянской культуре, петух и курица были самыми популярными животными, используемыми в мантических (гадательных) практиках.

У славян были известны поверья об особого рода петухах, которые пели в неурочное время. Таких петухов южные славяне называли «крив-ци». Считалось, что они сами по себе могут предсказывать и пророчествовать. Например, верили, что они поют, когда кто-то родился или умер, а также предсказывают смерть слышащему или заманивают человека на улицу, чтобы причинить зло. Поэтому крестьяне, заслышав петушиный крик после полуночи, выбрасывали из дома горящий уголь или стреляли из окна, чтобы отвести беду.

Вот некоторые предсказания. 
Кто-то умрет, если:

  1. во дворе одновременно издохнут петух и курица; 
  2. клуша выбросит из гнезда несколько насиженных яиц; 
  3. куры кудахчут одновременно с криком петуха; 
  4. петухи в селении не вовремя распоются. 


Будут гости, если:

  1. куры беспокойно бегают по двору; 
  2. куры дерутся; 
  3. на крыльце, воротах или у порога закричит петух. 


Будут новости или неожиданности, если курица:

  1. вошла в дом; 
  2. слетела с насеста. 

А предсказывать погоду по петуху и курице умели даже обычные деревенские ведьмы. Вот несколько примеров предсказаний погоды по поведению петуха и курицы, собранные по материалам колдовских книг славянских ведьм. 
Будет ненастье или дождь, если:

  1. куры рано собираются спать; 
  2. куры хвостами вертят; 
  3. куры, роясь в земле, осыпаются пылью; 
  4. петух поет не вовремя; 
  5. цыплята пищат. 

Изображение петуха очень часто помещали на крышах домов, шестах, шпилях и флюгерах. Считалось, что это защитит дом от проникновения в него нечистой силы.

Также в древние времена изображение петуха помещалось на ларцах и сундуках. Колдуны утверждали, что рисунок петуха подобен магическому знаку — он защищает вещи от воров и грабителей.

Петух в народной традиции постоянно связывался с огнем. Согласно народным поверьям, он оберегает дом от пожара и удара молнии. В Китае, например, красный петух изображается на стенах дома как талисман против огня.

Вместе с тем, красный петух в народных представлениях сам способен вызывать пожар. Существует поверье, что если пожар начинается от молнии, значит, с неба спускается пламенный красный петух, садящийся прямо на крышу дома и поджигающий все вокруг.

Восточные славяне верили в то, что если в хозяйстве умрет петух, то случится пожар. 
Вообще деревенские колдуны и ведьмы очень часто предсказывали пожары именно по поведению петуха. Так, например,

Скоро случится пожар, если петух:

  1. кричит и бьется в окно; 
  2. постоянно поет на воротах (красный петух ). 

Как бык и корова, петух был самым распространенным жертвенным животным. Например, петухов жертвовали и собственно огню. В особенности при постройке нового овина, а овин издревле связывался с культом огня-сварожича.

Петуха и курицу активно использовали в целительстве. Например, петух является очень мощным охранительным средством не только для защиты дома от нечистой силы, но и для защиты всего села от различных эпидемий и массовых заболеваний. Поэтому петуха иногда закапывали на границе села как его охранителя.

По народным представлениям, холера и чума прежде всего стараются лишить петуха способности петь, так как при крике петуха они вынуждены убраться восвояси. По этой причине у русских существовал обычай во время эпидемии холеры купать петуха в реке или колодце, чтобы отогнать болезнь.

В целительстве также очень часто использовались и куриные яйца. Например, для того, чтобы у ребенка лучше росли волосы, чтобы они были густыми, красивыми и здоровыми, первым яйцом от курицы катают по его головке.

Для избавления от бородавок, в особенности на лице, надо потереть лицо первым яичком от белой курицы.

В любовной магии петух и курица использовались для приворотов. Причем считалось, что такой приворот обладает большой силой. По этой причине к таким магическим операциям прибегали крайне редко и только по настоятельной просьбе, так как считали, что отворот на него будет сделать весьма сложно. Поэтому колдунья всегда предупреждала своего клиента , что если он вдруг передумает, то будет уже поздно — кармическая связь между привороженными слишком сильна.

Вот два примера подобных приворотов, которыми пользовались русские колдуньи.

Приворот на мужчину

Приворот делается на растущую луну. В полночь нужно из красного петуха выдернуть одно перо и смочить его непочатой водой (набранной до восхода солнца в тот же день из какого-либо естественного природного источника — ручья, колодца, ключа и так далее). Затем перышко подносится к губам так, чтобы при произнесении заговора его касались губы. Затем произносятся следующие слова: 
Встану я, красна девица {имя) помолясь, 
Пойду я, красна девица (имя) перекрестясь 
Из дверей в ворота, из ворот во чисто поле. 
Встану я, красна девица (имя) во чистом поле 
Напротив солнца ясного и буду просить, буду молить: 
Солнце-ясное, солнце-красное, 
Растопи, разожги сердце ретивое, кровь и печень 
Моего полюбовного добра молодца (имя). 
Пусть оно станет мягче воска, добрее матушки родимой. 
Пусть сердце моего полюбовного добра молодца (имя) 
Будет принадлежать только мне, красной девице (имя) 
Денно и нощно, летом и весной. 
Пусть он, добрый молодец (имя) наяву и во сне 
Думает только обо мне, красной девице (имя), 
Бредит мною, красной девицей (имя) ночною порою, 
Пусть гложет тоска-тоскущая, как змея гремучая, 
Доброго молодца (имя) по красной девице (имя) 
Как болезнь смертная, как печаль-печалюшка беззаветная. 
Пусть он, добрый молодец (имя) без красной девицы (имя) 
Не знает ни дня, ни ночи, ни радости, ни покоя. 
Пусть он, мой полюбовный добрый молодец (имя) 
Без меня, красной девицы (имя) 
Скучает, убивается, 
Во всяк час, во всяк день, во веки вечные. 
А для других сердце моего полюбовного молодца (имя) 
Пусть будет холодно, как лед, крепко, как железо. 
Пусть ключи от сердца моего полюбовного добра молодца (имя) 
Хранятся только у меня одной красной девицы (имя). 
Заговор мой крепок, слова мои могучи.

Скройте всех кроме меня, от добра молодца (имя) серые тучи. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне, присно и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь. 


После произнесения заговора, нужно лечь спать в мужской рубашке (не важно в чьей), а перышко положить в нагрудный карман напротив сердца. Засыпая, перед мысленным взором нужно держать образ своего любимого. Для усиления эффекта хорошо представлять, как он говорит вам ласковые и нежные слова или признается в любви. В полдень (именно в полдень, когда солнце, с которым связан петух, находится в зените), нужно незаметно вставить перышко в волосы вашего возлюбленного. Если получится вставить перо незаметно — в скором времени приворот подействует, если же привораживаемый заметит перо — приворот не сработает, и все дальнейшие попытки связать свою жизнь с этим человеком будут обречены на неудачу.

Приворот на женщину

Для приворота нужно взять одно, только что снесенное яичко и сварить его. В то время, пока вода будет закипать, нужно произнести следующие слова: 
Встану я, добрый молодец (имя) помолясь, пойду перекрестясь 
Из дверей в ворота, из ворот во чисто поле. 
А во чистом поле стоит Алатырь-камень. 
А под тем Алатырь-камнем лежит яичко жар-птицы, 
А в том яичке сокрыта сила могуча, 
И силе той могучей нет конца. 
Выпускаю я, добрый молодец (имя), 
Силу могучую на красну девицу (имя), 
Сажаю я, добрый молодец (имя), 
Силу могучую во все суставы, полусуставы, 
Во все кости и полукости, во все жилы и полужилы, 
В ее очи ясны, в ее щеки румяны, 
В ее белую грудь, в ее ретивое сердце. 
Будь ты, сила могуча, в красной девице (имя) неисходно; 
А жги ты, сила могуча, ее кровь горячую, 
Ее сердце кипучее, ее грудь белую 
На любовь к полюбовному молодцу (имя). 
А была бы красна девица (имя) во всем послушна и радушна 
Полюбовному молодцу (имя). 
Ничем бы красна девица (имя) не могла отговориться, 
И не мог бы ни стар человек, ни млад, 
Отговорить ее своим словом. 
Слово мое крепко, как камень Алатырь. 
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. 
Отныне, присно и во веки веков. 
Аминь. Аминь. Аминь.

После того как яичко будет готово, его нужно мелко искрошить и в тот же день пригласить привораживаемую девушку или женщину на обед. В одно из блюд необходимо подсыпать это заговоренное яичко. Как только женщина вкусит три ложки такого блюда, нужно мысленно сказать:

То, что съела, То в тебе вскипело, Горячей кровью, Вечной любовью! Аминь. Аминь. Аминь.

Колдовские книги утверждают, что если соблюсти все условия неукоснительно, то подобный приворот обязательно сработает.

Нередко в любовной магии курица и петух использовались и для соблазнения. Чтобы мужчина мог соблазнить женщину, ему рекомендовалось носить при себе в качестве талисмана высушенный петушиный гребень.

А женщине для соблазнения мужчин советовалось использовать пушок, ощипанный ночью с задней части курицы. Его промывали и сушили на улице в полнолуние. Главное, чтобы этот пушок не попал на солнечный свет. Затем его собирали в очень маленький мешочек и носили на шее в качестве амулета.

Вообще, надо сказать, что петушиные перья, как и пушок кур — очень сильный и важный магический элемент во многих колдовских традициях.

Так, например, у славян считалось, что ведьма способна разогнать тучи метелкой из тринадцати петушиных перьев.

Магические свойства петуха часто применялись и в сексуальной магии для увеличения половой силы мужчин. Для этого использовали несколько методов.

Самый простой заключался в ношении трех петушиных перьев в нижнем белье. Считалось, что мужчина, носящий петушиные перья, обретет невероятные сексуальные силы и станет в сексуальном плане таким же выносливым, как петух.

Другой метод заключался в приготовлении специального супа, который готовили только из полового органа петуха и гениталий курицы. Суп сдабривали красным перцем и некоторыми другими острыми специями.

Многие знахари при помощи петуха лечили и мужское половое бессилие. Для этого нужно было носить при себе петушиные лапки и гребень в специальном мешочке на уровне пояса, а в течение как минимум месяца каждый полдень гладить петуха. Считалось, что в таком случае сексуальные силы петуха перейдут к человеку и он избавится от импотенции, а в некоторых колдовских трактатах говорилось, что подобный метод способствет излечиванию гинекологических заболеваний.

Так как петух во многих традициях был связан с плодородием, то его нередко использовали и для обретения удачи в торговле. Для этого достаточно было носить в волосах несколько перышек красного петуха. Считалось, что они будут способствовать интенсивному притоку денег к тому, кто их носит.

Некоторые школы предлагали для обретения богатства другие методы. Например, нужно было набрать равное количество красных, белы-хи черных петушиных перьев. Белые нужно было сжечь на рассвете, а пепел собрать в белый сосуд. Красные перья сжигали через три дня в полдень и пепел засыпали в красный сосуд. Черные перья сжигали тоже через три дня, но на этот раз на закате, а пепел собирали в черный сосуд. Опять нужно было выждать три дня и затем на четвертый в полночь перемешать пепел всех перьев в прозрачном сосуде и оставить на девять дней на подоконнике. По прошествии этого срока пеплом нужно было посыпать то место, на котором производится торговля. Считалось, что после этого, даже если вдруг случится денежная неприятность или крах, человек все равно воспрянет из пепла, как птица Феникс и обретет богатство.

Резюме 
Петух используется для:

  • гадания и предсказания; 
  • достижения покоя и благополучия; 
  • защиты вещей от воров и грабителей; 
  • защиты всего села от различных эпидемий и массовых заболеваний; 
  • защиты дома от нечистой силы; 
  • защиты от сглаза и порчи; 
  • избавления от бородавок; 
  • изготовления жертвенного блюда; 
  • излечивания импотенции; 
  • излечивания холеры; 
  • любовной магии; 
  • обретения удачи в домашнем хозяйстве; 
  • обретения удачи в торговле; 
  • обретения храбрости, смелости и отваги; 
  • охраны дома от пожаров и ударов молний; 
  • повышения плодородия; 
  • предсказания погоды; 
  • принесения в жертву при постройке нового овина; 
  • соблазнения женщин и мужчин; 
  • увеличения половой силы мужчин; 
  • улучшения роста и здоровья волос у детей.

Магия петуха в мифах и легендах

В большей части традиций петух связан с солнцем. Как и солнце, петух «отсчитывает» время (ср. «первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и тому подобное).

Интересно, что австралийские аборигены иногда обозначают петуха как «птицу, которая смеется на рассвете». Это напоминает и русские загадки типа «Не часы, а время сказывает», «не сторож, а всех рано будит» и так далее.

Петух не только возвещает о начале дня, выступая как глашатай солнца, света, (ср. французское название петуха «Chanteclaire», что в буквальном переводе значит — «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточном циклах.

В некоторых мировоззрениях петух не только связан с солнцем, подобен ему, но он и сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня — солнца.

Также во многих мифологиях и культурах петух связан с божествами утренней зари и небесного огня, например с Аполлоном, Митрой, Ахурамаздой, Аматэрасу, Гермесом, Меркурием, Асклепием, Марсом и так далее.

Петуха, как воплощение огня, в древности посвящали Свентовиту (в западнославянской мифологии «бог богов»), а также считали лучшей умилостивляющей жертвой небесным богам — Сварогу (в славянской мифологии бог огня) и Перуну(в славянской мифологии бог грозы и грома).

У древних евреев Петух — символ третьей стражи ночи — от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце.

Кстати, от его «всевидящей способности» и пошло такое широкое распространение гадательных и предсказательных практик, которые распространенны среди магов и колдунов по всему миру.

С Петухом связывается и символика воскресения  из  мертвых,  вечного возрождения жизни. Этому способствовало мифопоэтическое представление о петухе как дважды рожденном, что, в частности,  нередко  подчеркивается  в загадках: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели».

Изображения петуха, как символа воскресения и обновления, иногда помещалось на могилах, кресте или камне в чередовании с изображением солнца. Поэтому он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения.

Естественно, связанный с возрождением петух со временем стал символизировать плодородие. Поэтому в обрядах, связанных с плодородием земли петух играл первостепенную роль. Так, после окончания жатвы из петуха готовили ритуальное блюдо, а после уборки зерновых его закалывали на гумне и окропляли зерно его кровью зерно, которое первым бросали в землю при севе.

Естественно, будучи символом плодородия, петух в некоторых традициях, стал олицетворять Хлебный Дух. Так, например, жители Северной Германии уверяют, что «в последнем снопе сидит петух». Скашивая его, жнецы кричат: «Пришел черед изгонять петуха».

Когда наступает черед вязать последний сноп в Фюрстенвальде, хозяин выпускает на поле принесенного в корзине петуха. Жнецы гоняются за ним до тех пор, пока не поймают.

У вендов существовал такой обычай: землевладелец прятал под последним из лежащих на поле снопов живого петуха. Жнец, который наталкивался на этот сноп, имел право оставить петуха себе, если, конечно, ему удавалось его поймать.

Петуха, сделанного из дерева, картона, колосьев и цветов, крестьяне носят перед телегой, груженной хлебом, а в Вестфалии петух держит при этом в своем клюве различные плоды земли. Иногда изображение петуха прикрепляют к вершине Майского дерева, которое возвышается на последнем возу с зерном.

В других местах живого петуха или его изображение прикрепляют к жатвенной короне и носят на шесте.

В некоторых частях Германии, Венгрии, Польши и Пикардии жнецы кладут петуха на ту часть поля, которую предстоит убрать в последнюю очередь. Они гоняют его по полю или зарывают по шею в землю. После этого ему серпом или косой отсекают голову.

Когда косари приносят землевладельцу в Вестфалии деревянного петуха, он вручает им живого петуха, которого те до смерти забивают кнутами (или палками) или обезглавливают старой саблей, а затем бросают работающим в амбаре девушкам или отдают хозяйке, чтобы та его сварила.

Близ Удвархей (в Трансильвании) живого петуха завязывают в последний сноп и убивают ударом вертела. Его ощипывают, причем мясо выбрасывают, а до следующего года сохраняют лишь кости да перья. Весной к семенам, извлеченным из последнего снопа, примешивают петушиные перья и разбрасывают эту смесь по полю перед вспашкой.

Конечно же, петух, будучи связанным с плодородием, стал и один из самых распространенных символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа.)

Нередко петух выступал и как символ похоти, а иногда и как олицетворение разврата.

Символизируя сексуальность петух, а в последствии и курица стали неотъемлемыми атрибутами свадебных обрядов. Так, например, у южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несет живого петуха или его изображение.

Еще во времена язычества у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему на постель жаренную курицу, часть которой он отдавал своей супруге.

В некоторых местах еще при отправлении невесты с приданным к жениху ее голову покрывали наметкой, а в руки давали курицу.

Жаренную курицу (куря вечерняя) в первый день подносили новобрачным и в России, кроме того, иногда было принято молодым дарить на свадьбу пару живых кур.

В дальнейшем петух стал ассоциироваться с подземным миром, миром мертвых и миром нечистой силы. Так, например, у сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти соответственно переселяются в петуха и курицу.

А для некоторых индейских племен Центральной Америки петух является нагуалем, с которым таинственно связана жизнь человека — смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека. 

И если светлый, красный петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный петух — с водой, подземным царством, смертью и злом. Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола. Так же существовал обычай топить петухов и кур в водоемах в день святого Фейта.

У русских тоже были подобные обычаи, например, обряд принесения в жертву водяному черного петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах черных петухов.

У славян, также с петухом связывались ряд отрицательные поверий. Например, крестьяне во многих местах считали, что петуха нельзя долго держать в хозяйстве, так как старый петух может навлечь на хозяина смерть или превратиться в демоническое существо. Считалось, что петух, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо, из которого может вывестись демоническое существо (маляк, хованец-годованец, антипка, огненный змей, нечистик, девятник, василиск, осинавець и др.), принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. А в некоторых местах считали, что петух загребает свое яйцо в навоз, и из него вылупляется демонический змей.

Часто петух связан и с агрессивностью, с активным проявлением жизненной силы, в некотором роде даже с воинственностью. Это нашло отражение в фольклоре, символике и в геральдике. Так, например, арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью петуха.

С появлением христианства петух становится эмблемой святого Петра и знаком раскаяния, хотя в некоторых других трактовках петух — посланец дьявола, искусившего Петра.

Иногда образ петуха толкуется и как символ истинного проповедника Евангелия.

У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как петух Абраксаса (имя мифологического существа в представлениях гностиков. Верховный глава небес).

В Японии считают, что петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию. 

Южные славяне предпочитали держать черных петухов (вероятно, олицетворение грозовых туч), так как по их представлениям «белый петух — черный хозяин».

Западные же славяне считали, что белый петух (символ солнечного света) приносит в дом счастье.

Восточных славяне старались не держать в хозяйстве черного петуха, так как считали, что в этом случае супруги будут часто ссориться.

На Украине такого петуха называли «царик» и верили, что он начинает петь еще в яйце, а когда вырастет, то становится самым сильным и смелым петухом в округе. Резать его нельзя, возможно, потому что он первым поет в полночь и его боится дьявол.

В некоторых местах считали также, что петух может быть «змеем» (ср. представление молнии в виде змея), и считали, что такой петух отличается необыкновенной силой. При приближении градовой тучи он забивается под порог и там оставляет свое тело, а его дух идет бороться с халами — предводителями тучи.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s